Начальная максимальная цена контракта (НМЦК)
В конкурентных закупках заказчик должен установить НМЦК — верхнюю границу цены на закупаемый товар. Если поставщик предложит цену выше этой границы — его заявку не будут рассматривать.
На что влияет НМЦК
От размера НМЦК зависит не только стоимость товара, но и другие особенности закупки, например:
Вид закупки
Заказчик не может проводить запрос котировок, если НМЦК больше 3 млн рублей.
Заказчик не может провести закупку по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст.93 44-ФЗ у единственного поставщика, если НМЦК больше 600 000 рублей.
Срок подачи заявки
Если НМЦК меньше 300 млн рублей, с момента, когда заказчик разместил извещение, до окончания приема заявок должно пройти не меньше семи дней. В закупках работ по строительству, реконструкции, капремонту или сносу лимит выше — 2 млрд рублей.
В остальных случаях с момента, когда заказчик разместил извещение, до окончания приема заявок должно пройти не меньше 15 дней.
Размер обеспечения заявки
Если НМЦК меньше 20 млн рублей, заказчик устанавливает обеспечение в размере 0,5-1 %.
Если НМЦК больше 20 млн рублей, заказчик устанавливает обеспечение в размере 0,5-5 %. Но не больше 2 %, если такая закупка проводится у субъектом малого предпринимательства (СМП).
Вид антидемпинговых мер
Антидемпинговые меры заказчик применяет, когда поставщик снизил НМЦК больше, чем на 25 %. В этом случае:
Если НМЦК больше 15 млн рублей, заказчик увеличивает обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза.
Если НМЦК меньше или равна 15 млн рублей, заказчик увеличивает обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза и просит поставщика подтвердить добросовестность. Этот поставщик должен доказать, что за три предыдущих года он исполнил три контракта, цена одного из которых больше НМЦК на 20 %.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) правительство установило более мягкие требования. В этом случае заказчик должен:
попросить поставщика доказать, что за последние три года общая сумма контрактов, которые он исполнил, была больше НМЦК закупки.
увеличить обеспечение контракта в 1,5 раза, но рассчитать его не от НМЦК, а от итоговой цены контракта.
Методы определения НМЦК по 44-ФЗ
НМЦК нельзя взять с потолка — заказчик должен рассчитать ее и обосновать. Для этого правительство прописало пять методов расчета:
метод анализа рынка;
нормативный метод;
тарифный метод;
проектно-сметный метод;
затратный метод.
В некоторых случаях региональные и местные органы власти, например, муниципалитеты и региональные советы, могут утвердить дополнительные методы расчета.
В зависимости от вида закупки заказчик решает, какой из методов применить для расчета НМЦК. Чтобы найти самую низкую цену, он может использовать несколько методов совместно.
Метод анализа рынка
Метод анализа рынка или сопоставимых рыночных цен — самый распространенный. При расчете этим методом заказчик должен провести:
Анализ общедоступных цен
Чтобы найти общедоступные цены на закупаемый товар, заказчик может:
запросить коммерческие предложения у поставщиков;
опубликовать запрос цен на сайте ЕИС;
проанализировать реестр контрактов.
Он должен искать цены только на идентичные или однородные товары.
Идентичные товары
Однородные товары
Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики одинаковые
Коммерчески сопоставимые
Качество не отличается
Не отличается Страна происхождения
Производители не отличаются
Имеют одинаковую репутацию
Например, если две тротуарные плитки одного производителя изготовлены из одинаковых материалов, имеют одинаковые характеристики, но отличаются по цвету — это идентичные товары. Но если они имеют одинаковые характеристики и сделаны из одного материала, но разными производителями, то это однородные товары.
Также заказчик не должен брать в расчет цены, если:
их предложил поставщик, который входит в РНП;
он взял их из анонимного источника;
они не соответствуют описанию товара;
поставщик предоставил их без детального расчета.
Цены из реестра контрактов можно увеличить в зависимости от того, каким способом осуществлялась закупка:
Вид закупки
На сколько можно увеличить цену контракта
Конкурс до 10 %
Аукцион 13 %
Запрос котировок 17 %
Закупка у единственного поставщика нельзя увеличивать цену
Расчет коэффициента отклонения
Для расчета НМЦК заказчик должен использовать не меньше трех цен из разных источников, например, три цены из коммерческих предложений разных поставщиков или пять цен из завершенных контрактов.
Эти цены должны быть однородными — то есть не сильно отличаться в размере. Проверить однородность цен можно при помощи коэффициента отклонения. Для этого заказчик сначала рассчитывает среднеквадратическое отклонение по формуле:
где σ — среднеквадратическое отклонение,Цi — цена,<Ц> — среднее арифметическое всех цен,n — общее количество цен,i — номер источника цены.
Только после этого он может вычислить коэффициент отклонения по формуле:
V = (σ / <ц>) × 100
Если коэффициент меньше 33 % — цены можно использовать для расчета НМЦК.
Расчет НМЦК методом анализа рынка
После того, как заказчик нашел цены и проверил их однородность, он рассчитывает НМЦК по формуле:
где V — количество товара, которое заказчик будет закупать;n — количество цен, которые заказчик использует в расчете;Цi — цена, которую заказчик использует в расчете, под номером i.
Нормативный метод
Чтобы заказчики не могли закупить товары с ненужными им характеристиками или предметы роскоши, в 44-ФЗ есть положение о нормировании.
Нормирование включает:
- требования к характеристикам закупаемого товара и его стоимости;
- нормативные затраты заказчика на закупку разных видов товаров или услуг.
В нормативных затратах заказчик может найти предельную цену — максимальную сумму, которую можно потратить на закупку определенного товара. Чтобы рассчитать НМЦК нормативным методом, заказчик умножает количество закупаемого товара на его предельную цену.
где V — это количество закупаемого товара или объем работ,Ц — предельная цена.
Тарифный метод
Государство регулирует цены на некоторые товары и услуги, например на:
водоснабжение и водоотведение;
тепло- и газоснабжение;
общедоступную электросвязь и почтовую связь;
подключение к сетям инженерно-технического обеспечения;
обращение твердых коммунальных отходов.
Если заказчик закупает такие товары или услуги, он должен использовать для расчета НМЦК регулируемые тарифы, которые устанавливает правительство. Эти тарифы можно найти на сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Формула расчета НМЦК тарифным методом схожа с формулой нормативного метода:
где V — количество закупаемого товара или объем работ.Т — регулируемый тариф.
Проектно-сметный метод
Для закупок в строительной сфере заказчики используют проектно-сметный метод расчета НМЦК. Они применяют его, когда хотят:
- построить, реконструировать или провести капитальный ремонт объекта капитального строительства;
- провести работы по по сохранению объектов культурного наследия;
- провести текущий ремонт зданий, сооружений, строений или помещений.
В этих случаях заказчик рассчитывает НМЦК в проектной документации. Для этого он:
Составляет дефектную ведомость со списком и описанием необходимых работ.
Проводит локально-сметный расчет затрат на ремонтно-строительные, монтажные и пусконаладочные работы. Сметные нормативы с ценами работ можно найти на сайте Минстроя. К устаревшим ценам из этих нормативов заказчики применяют индексы изменения, которые правительство устанавливает четыре раза в год.
Готовит проектно-сметную документацию с чертежами и описанием архитектурных, инженерно-технических и технологических решений.
Эти документы проверяет государственная экспертиза. По результатам экспертизы заказчик получит два заключения:
соответствует ли стоимость работ сметным нормативам;
соответствует ли проект нормам конструктивной надежности.
Если при проверке в проекте или стоимости работ найдут нарушения, которые можно устранить, документацию отправят на доработку. В этом случае заказчик должен будет устранить все нарушения и повторно отправить документы на проверку.
Если заказчик не согласен с заключением, он может оспорить его в суде.
Затратный метод
Если заказчик закупает товары или услуги по индивидуальному заказу, он не может найти цену на них в общем доступе. Но если он знает все пункты затрат, по которым формируется эта цена, он может рассчитать ее самостоятельно. В этом случае он применяет затратный метод.
Например, заказчик — администрация города. Ей нужно закупить услуги по организации концерта ко Дню Победы. К организации мероприятия есть большой список требований: от размера сцены до количества артистов, которые должны на ней выступать. Поэтому в реестре контрактов нет идентичных или однородных объектов закупки. Чтобы поставщик не смог завысить стоимость услуг, специалист по закупке решает рассчитать ее самостоятельно, применив затратный метод.
Заказчики редко применяют этот метод, ведь, чтобы правильно рассчитать цену, они должны хорошо разбираться в специфике работы поставщика. Они должны учесть все расходы, например, на:
оплату работ и услуг;
покупку материалов;
транспортировку;
страхование.
Важно сформировать цену правильно, ведь если заказчик ошибется в расчетах его могут оштрафовать.